Категории каталога
Останкинская башня [2]
Башни мира [0]
Главная » Статьи » Останкинская башня

Останкинская башня ждет гостей
Впереди большое событие: к нам возвращается Останкинская башня. Ее основная работа - передача телевизионного сигнала - продолжалась и во время реконструкции, после пожара 2000 года. Но теперь она будет показывать не только телепрограммы, но и себя. Вот-вот для посетителей откроется ее знаменитая смотровая площадка. Конечно, еще не все работы завершены.
     
Ее обходили стороной все эти годы, а в первые послепожарные дни даже очертили вокруг полосу отчуждения, где не ходили ни люди, ни транспорт. Думали - рухнет. Она не рухнула, но выросло целое поколение, не видевшее Москву на ладони, не знающее счастья отыскать собственный дом в каменных дебрях с высоты почти трехсот пятидесяти метров, с высоты смотровой площадки Останкинской башни.

      Она работала 33 года, а сгорела за день. Ее строили семь лет, а ремонтировали восемь. И все-таки она вертится: вертится знаменитый пол знаменитого ресторана "Седьмое небо" и работают все передатчики страны. Останкинская башня открывается и ждет гостей.

      Найти свой дом с высоты вновь оборудованной смотровой площадки теперь будет много проще: вид из окон снабдили фотографиями этого вида с привязками к местности.

      Сохранился уголок любителей острых ощущений: стеклянный пол, открывающий зрелище города под ногами. Нервным - просьба отвернуться.

      Для более осторожных на стволе башни развесили видеокамеры - они управляются прямо с экрана одним пальцем. Эти же камеры транслируют виды столицы в Интернет и, в случае нулевой видимости, спасут посетителей башни видом Москвы из-под облаков.

      Для совсем уж дотошных - солидные подзорные трубы сорокакратного увеличения.

      Пока новыми опциями смотровой площадки наслаждаются только сотрудники башни. Старейшина Вадим Орешников пришел работать на башню, когда башни еще не было, - в 1961 году, когда она только строилась. Он начинал инженером-радистом, он стал ее главным инженером, он прошел с ней и медные трубы, и огонь, и воду. Он здесь почти полвека, но виды Москвы его по-прежнему завораживают. Он счастлив: теперь работники башни на работу ездят, их возит новый лифт. Шесть лет после пожара они на работу ходили. Пешком. По крутой лестнице на высоту триста с лишним метров.

      "Ежедневный подъем на башню занимал в первые дни около двух часов, через несколько лет уже мы поднимались наверх за 40 минут", - говорит Вадим Орешников, зам. главного инженера МРЦ "Российская телевизионная и радиовещательная сеть".

      Новенькие лифты взлетают на 337 метров за 58 секунд. Разработанные специально для Останкинской башни, они соотносят свою скорость со скоростью ветра снаружи: сильнее ветер - тише лифт. И вот почему.

      Все скрипы и металлические причитания - не чрезвычайщина, а голос башни. Она так живет, так работают ее строительные конструкции. Она так придумана. Ей бы быть не Останкинской, а Никитинской, по имени своего создателя Николая Никитина. Это он первым в мире сочинил и рассчитал конструкцию тонкой, свободно стоящей без единой растяжки железобетонной башни.

      Его ноу-хау - тросы, стягивающие полый ствол изнутри, позволяющие башне не сопротивляться законам природы, а подчиняться им: отклоняться под ветром и солнцем на 12 метров без ущерба для сооружения и вещания. Всё это было придумано Никитиным за одну ночь.

      "Я уже дома кое-что посчитал, я уже представлял себе ее габариты. этой башни, диаметр. Это было три-четыре странички клетчатой бумаги. Ну вот на этих трех-четырех страничках были сделаны такие очень простенькие выкладки. Которые позволили определить диаметр сооружения, толщину стен. Я написал вверху страницы: h=500 метров", - вспоминает Николай Никитин, главный конструктор Останкинской телебашни.

      Никитинское ноу-хау полопалось в пекле пожара. Оттого и думали, что башня рухнет. Но она спокойно позволила натянуть новые оцинкованные тросы. Она вообще позволила сделать всё.

      "Работало не меньше десятка институтов, это точно. Мы обращались в основном в институты, которые принимали участие в проектировании башни. Они сохранились, эти институты. Даже звучит несколько забавно. Не ушли старики из этих институтов, потому что их никто не брал. А эти старики оказались проектировщиками башни", - рассказал Вадим Орешников.

      Здесь не шла речь о реставрации - объект не столько архитектурной, сколько инженерной важности. Потому, сохранив всё своё историческое значение, должен был одеться в самые современные инженерные технологии. Прежде всего - в противопожарные. Старым спецам надо было не только восстановить былое, но и вписать в узкое пространство башни системы, которых там никогда не было. Не говоря уже о том, что все годы тяжелейшего ремонта башня выполняла свою главную функцию: транслировала в эфир телесигнал.

      "Легче было построить заново, насколько вот было трудно все вписать в старую строительную конструкцию", - говорит Вадим Орешников.

      Но всё прошло по известной грибоедовской схеме: "Пожар способствовал ей много к украшенью". Остался только ресторан.

      Прежде он выглядел так: пирожные "Космос" или "Заоблачные". А вот из более позднего меню: "Куриная котлета по-дикторски", название - честь телевидения.

      Можно только догадываться, какое меню будет в новых интерьерах ресторана "Седьмое небо". Пока они существуют только в макете. Гастрономия не стоит на месте, так же, как и инженерия.

      А последняя готовит телезрителям главный останкинский сюрприз: начинается монтаж новейших цифровых передатчиков. Телевещание скоро станет другим. Для телезрителя на диване - это туманная перспектива и неясный вопрос: чем новое цифровое телевидение лучше прежнего аналогового. Для специалистов нового поколения - это главная забота, неизбежность и ясное понимание цели.

"Для наших граждан переход на цифру означает следующее: у них появится доступ к большему объему информации, к большему количеству каналов. Особенно это касается тех, кто проживает в глубинке. Не секрет, что там на сегодняшний день многие могут смотреть один, два, три канала, а часть населения не видит вообще телевидения. Цифровизация же подразумевает, что мы охватим вещание на всю нашу страну, потом многопрограммным вещанием", - пояснил Алексей Малинин, генеральный директор МРЦ "Российская телевизионная и радиовещательная сеть".

      Цифровизация пойдет из сердца телевидения - Останкинской башни. Ее дело - в шляпе. Как и было задумано создателями. "Интересно, что скажут потомки, когда обнаружат в фундаменте шляпу главного архитектора стройки", - говорили строители. Потомки не возражают. На старом фундаменте они готовят новую – цифровую - телереволюцию. На этой шляпе, судя по всему, стояло и стоять будет отечественное телевидение.

Выпуск от 30.11.2008
http://vesti7.ru
Елизавета Листова, автор документального цикла "Советская империя"



Источник: http://vesti7.ru/archive/news?id=13031
Категория: Останкинская башня | Добавил: octankino (04.03.2009)
Просмотров: 3963 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Среда, 22.11.2017, 12:17
Приветствую Вас Гость
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика