Впереди
большое событие: к нам возвращается Останкинская башня. Ее основная
работа - передача телевизионного сигнала - продолжалась и во время
реконструкции, после пожара 2000 года. Но теперь она будет показывать
не только телепрограммы, но и себя. Вот-вот для посетителей откроется
ее знаменитая смотровая площадка. Конечно, еще не все работы завершены. Ее обходили стороной все эти
годы, а в первые послепожарные дни даже очертили вокруг полосу
отчуждения, где не ходили ни люди, ни транспорт. Думали - рухнет. Она
не рухнула, но выросло целое поколение, не видевшее Москву на ладони,
не знающее счастья отыскать собственный дом в каменных дебрях с высоты
почти трехсот пятидесяти метров, с высоты смотровой площадки
Останкинской башни.
Она работала 33 года, а сгорела
за день. Ее строили семь лет, а ремонтировали восемь. И все-таки она
вертится: вертится знаменитый пол знаменитого ресторана "Седьмое небо"
и работают все передатчики страны. Останкинская башня открывается и
ждет гостей.
Найти свой дом с высоты вновь
оборудованной смотровой площадки теперь будет много проще: вид из окон
снабдили фотографиями этого вида с привязками к местности.
Сохранился уголок любителей
острых ощущений: стеклянный пол, открывающий зрелище города под ногами.
Нервным - просьба отвернуться.
Для более осторожных на стволе
башни развесили видеокамеры - они управляются прямо с экрана одним
пальцем. Эти же камеры транслируют виды столицы в Интернет и, в случае
нулевой видимости, спасут посетителей башни видом Москвы из-под облаков.
Для совсем уж дотошных - солидные подзорные трубы сорокакратного увеличения.
Пока новыми опциями смотровой
площадки наслаждаются только сотрудники башни. Старейшина Вадим
Орешников пришел работать на башню, когда башни еще не было, - в 1961
году, когда она только строилась. Он начинал инженером-радистом, он
стал ее главным инженером, он прошел с ней и медные трубы, и огонь, и
воду. Он здесь почти полвека, но виды Москвы его по-прежнему
завораживают. Он счастлив: теперь работники башни на работу ездят, их
возит новый лифт. Шесть лет после пожара они на работу ходили. Пешком.
По крутой лестнице на высоту триста с лишним метров.
"Ежедневный подъем на башню
занимал в первые дни около двух часов, через несколько лет уже мы
поднимались наверх за 40 минут", - говорит Вадим Орешников, зам.
главного инженера МРЦ "Российская телевизионная и радиовещательная
сеть".
Новенькие лифты взлетают на 337
метров за 58 секунд. Разработанные специально для Останкинской башни,
они соотносят свою скорость со скоростью ветра снаружи: сильнее ветер -
тише лифт. И вот почему.
Все скрипы и металлические
причитания - не чрезвычайщина, а голос башни. Она так живет, так
работают ее строительные конструкции. Она так придумана. Ей бы быть не
Останкинской, а Никитинской, по имени своего создателя Николая
Никитина. Это он первым в мире сочинил и рассчитал конструкцию тонкой,
свободно стоящей без единой растяжки железобетонной башни.
Его ноу-хау - тросы, стягивающие
полый ствол изнутри, позволяющие башне не сопротивляться законам
природы, а подчиняться им: отклоняться под ветром и солнцем на 12
метров без ущерба для сооружения и вещания. Всё это было придумано
Никитиным за одну ночь.
"Я уже дома кое-что посчитал, я
уже представлял себе ее габариты. этой башни, диаметр. Это было
три-четыре странички клетчатой бумаги. Ну вот на этих трех-четырех
страничках были сделаны такие очень простенькие выкладки. Которые
позволили определить диаметр сооружения, толщину стен. Я написал вверху
страницы: h=500 метров", - вспоминает Николай Никитин, главный
конструктор Останкинской телебашни.
Никитинское ноу-хау полопалось в
пекле пожара. Оттого и думали, что башня рухнет. Но она спокойно
позволила натянуть новые оцинкованные тросы. Она вообще позволила
сделать всё.
"Работало не меньше десятка
институтов, это точно. Мы обращались в основном в институты, которые
принимали участие в проектировании башни. Они сохранились, эти
институты. Даже звучит несколько забавно. Не ушли старики из этих
институтов, потому что их никто не брал. А эти старики оказались
проектировщиками башни", - рассказал Вадим Орешников.
Здесь не шла речь о реставрации -
объект не столько архитектурной, сколько инженерной важности. Потому,
сохранив всё своё историческое значение, должен был одеться в самые
современные инженерные технологии. Прежде всего - в противопожарные.
Старым спецам надо было не только восстановить былое, но и вписать в
узкое пространство башни системы, которых там никогда не было. Не
говоря уже о том, что все годы тяжелейшего ремонта башня выполняла свою
главную функцию: транслировала в эфир телесигнал.
"Легче было построить заново,
насколько вот было трудно все вписать в старую строительную
конструкцию", - говорит Вадим Орешников.
Но всё прошло по известной грибоедовской схеме: "Пожар способствовал ей много к украшенью". Остался только ресторан.
Прежде он выглядел так: пирожные
"Космос" или "Заоблачные". А вот из более позднего меню: "Куриная
котлета по-дикторски", название - честь телевидения.
Можно только догадываться, какое
меню будет в новых интерьерах ресторана "Седьмое небо". Пока они
существуют только в макете. Гастрономия не стоит на месте, так же, как
и инженерия.
А последняя готовит телезрителям
главный останкинский сюрприз: начинается монтаж новейших цифровых
передатчиков. Телевещание скоро станет другим. Для телезрителя на
диване - это туманная перспектива и неясный вопрос: чем новое цифровое
телевидение лучше прежнего аналогового. Для специалистов нового
поколения - это главная забота, неизбежность и ясное понимание цели.
"Для наших граждан переход на
цифру означает следующее: у них появится доступ к большему объему
информации, к большему количеству каналов. Особенно это касается тех,
кто проживает в глубинке. Не секрет, что там на сегодняшний день многие
могут смотреть один, два, три канала, а часть населения не видит вообще
телевидения. Цифровизация же подразумевает, что мы охватим вещание на
всю нашу страну, потом многопрограммным вещанием", - пояснил Алексей
Малинин, генеральный директор МРЦ "Российская телевизионная и
радиовещательная сеть".
Цифровизация пойдет из сердца
телевидения - Останкинской башни. Ее дело - в шляпе. Как и было
задумано создателями. "Интересно, что скажут потомки, когда обнаружат в
фундаменте шляпу главного архитектора стройки", - говорили строители.
Потомки не возражают. На старом фундаменте они готовят новую – цифровую
- телереволюцию. На этой шляпе, судя по всему, стояло и стоять будет
отечественное телевидение.
Выпуск от 30.11.2008
http://vesti7.ru
Елизавета Листова, автор документального цикла "Советская империя"